|
В прошлый раз мы остановились на том, как Judas Priest
подписали свой первый контракт. Одним из главных требований компании “Gull”
стало обязательное присутствие в составе группы второго гитариста. В те
времена большинство рок-групп играли с одним гитаристом, а люди из “Gull”
решили, что наличие в составе двух гитаристов будет нестандартным ходом,
который сможет привлечь внимание к группе. Но эта идея отнюдь не привела в
восторг участников Judas Priest – ведь получалось так, что гонорар пришлось
бы делить теперь уже на пятерых. Но у ребят не было выбора, и они, скрепя
сердце, согласились на это условие – так в группе и появился пятый участник.
Звали его Glenn Tipton. |
Glenn родился 25 октября 1947 года в
Бирмингеме, и в отличие от самоучки Кеn’а еще в раннем детстве
получил первые музыкальные навыки. “Моя мама, профессиональная пианистка, преподававшая в школе, посадила
меня за фортепьяно, когда мне было 9 лет. Но вскоре, видя мое полнейшее
равнодушие, она перестала давать мне уроки. Гитарой я начал интересоваться,
когда на ней стал играть мой брат Гари, и я сам достаточно быстро ее освоил. Я
думаю, что если ты уже имеешь первоначальную базу в своем обучении, это
помогает”. Позже Glenn увлекся гитарными героями
того времени, такими как Hendrix, Kossoff, Clapton, Peter Green и Leslie West.
Первой гитарой Tipton’a была акустическая семиструнная Hofner, затем он купил
себе Rickenbacker, а чуть позже заимел в своем арсенале “Fender Stratocaster”,
“Gibson SG” и 100-ваттовый усилитель “Marshall”. Первый выход Glenn’а на сцену
произошел в легендарном бирмингемском клубе “Henry’s Blues House” с группой
“Shave & Dry”, но его первым серьезным проектом стало трио с загадочным
названием “Flying Hat Band”. Туда, помимо Tipton’a, входили, басист Марс
Коулинг и ударник Steve Palmer (брат Karl’а Palmer’а). Они с успехом провели европейский тур с “Deep
Purple” и даже записали в Лондоне материал для альбома, который должен был
выйти на новом лейбле WWA, но по непонятным причинам так и не вышел (в 1992
году фирма “World Wide Records” откопала их 4-песенное демо и выпустила его на
одном компакте, уже ставшим коллекционной редкостью, вместе с группой
“Antrobus” под оптимистическим названием “Buried Together” – “Похороненные вместе”).
|
На момент встречи Glenn’а Tipton’a с
Judas Priest трио “Flying Hat Band” находилось в состоянии кризиса. “У нас были проблемы с
менеджментом и деньгами”, –
говорит Glenn. – “И
тут приходит К.К. и спрашивает меня, не хочу ли я присоединиться к Judas
Priest. Поначалу я принял его предложение лишь потому, что у меня не было
других вариантов, но когда мы стали работать, я осознал, что сделал
правильный выбор”. Появление Tipton’a стало последним,
и как оказалось, крайне недостающим звеном в Judas Priest. Два гитариста
спелись буквально после нескольких репетиций, и в итоге тандем Tipton/Downing
стал фирменным знаком группы, который позже взяли за образец сотни команд. “Мы
стали одной из первых Heavy Metal’ических групп, в которой было два
лидер-гитариста”, – подтверждает Glenn. – “Позже
многие команды скопировали нашу идею, но в те дни это выглядело новаторски”. |
В итоге Tipton с Downing’ом
превратились в нечто вроде сиамских близнецов, которые не могут обойтись друг
без друга. В этом нетрудно убедиться, если вы мало-мальски знакомы с нотной
грамотой. Возьмите ноты любого соло Judas Priest, и вы увидите, что для того,
чтобы его сыграть, вам придется одновременно смотреть сразу в два листа – один
с партией Glenn’а, другой с партией К.К. Кстати, вне
сцены и студии двух гитаристов можно встретить еще и на теннисном корте, часами
передающих друг другу витиеватые пасы, что, возможно, укрепляет слаженность их
работы на сцене.
После того, как Glenn прошел краткий
испытательный срок, дав с Judas Priest серию пробных концертов, группа уже в
виде квинтета отправилась на две недели в студию для работы над дебютным
альбомом. Руководителем процесса, т.е. продюсером дебютантов был поставлен
Roger Bane, заслуживший авторитет работой с “Black Sabbath”, и имевший репутацию
“Heavy Metal’ического продюсера”.
6 сентября 1974 года появился на свет
долгожданный первенец в семье Judas Priest, нареченный “Rocka Rolla”. Результатом кропотливой работы стало 10 вещей, 3 из которых
(“Winter”, “Never Satisfied” и “Caviar And Meths”) были написаны еще с
Atkins’ом, а на двух – заглавной “Rocka Rolla” и потрясающей балладе “Run Of
The Mills” (“первая Heavy Metal’ическая баллада” - сказал через 17 лет
скромняга Halford) среди соавторов стояла фамилия Tipton’a. Хотя на
дебюте Judas Priest и чувствовалось влияние других команд (например, “Budgie”),
тем не менее, альбом получился весьма разноплановым, оригинальным, и даже с
некоторой претензией на концептуальность, как, например, в трилогии
“Winter”/“Deep Freeze”/“Winter Retreat”. На “Cheater” Halford дал волю своему
карманному инструменту – губной гармошке (а не то, что вы подумали – прим.
ALIVE), удачно дополнив ей гитарные соло, а также подыграл на ней в самой
“Rocka Rolla”, перед которой стояла задача стать первым хитом группы. Эдакий рок-н-ролл с разбитным риффом и текстом про роковую
женщину. Наиболее интересной в смысловом плане стала философская “Never
Satisfied”, где, в какой-то степени, отразился творческий путь группы. Тем не
менее, несмотря на то, что сами песни были не такими плохими, конечный продукт,
вышедший из-под пресса завода грамзаписи и попавший на прилавки магазинов,
полностью разочаровал группу. “Все звучит дико погано”, – сокрушался Ian Hill. – “Хоть сам материал был неплох, ужасное качество записи сделало свое
дело”. “То, что мы
слышали в студии, звучало очень хорошо”, – вторит ему К.К. – “Но когда песни легли на винил, все стало
наоборот. Звук был слишком тихим, хотя во время записи мы играли достаточно
громко и тяжело. Я подозреваю, что там что-то напортачили
с миксом”.
Кроме того, от финальной
“Caviar And Meths”, которая в оригинале длилась около 10 минут, остался
двухминутный проигрыш, но и эта “кастрация” была еще не самым худшим из того,
что случилось с пластинкой. Что музыкантов ужаснуло
больше всего, так это обложка, напоминающая рекламный плакат из серии “Не дай
себе засохнуть”. Под невзрачным логотипом Judas Priest красовалась огромная
бутылочная пробка с кока-кольным шрифтом, в котором две заглавные “С” были заменены на “R”. Хотя дизайнер обложки Джон Паше и получил
ряд призов на конкурсах по графическому дизайну за это творение, Downing и
Halford в один голос заявили, что такая обложка не имеет ничего общего с
музыкой Judas Priest и дискредитирует их самих как музыкантов. |
|
Позже удалось добиться переиздания
альбома с другой обложкой, на которой под готическим логотипом группы летело
какое-то чудище в позе конькобежца и с атомной бомбой в руке. Тем не менее, это
все-таки был дебют, каким бы плохим он не был, и группа постепенно стала
работать на написанием песен для второго альбома.
Итак, прорыва с дебютной пластинкой не
получилось, и это факт вновь заставил Judas Priest выйти на концертную
“панель”. “Мы
сами себя выпустили на дорогу” – говорит K.K. – “Наш лейбл не прикладывал к
этому никаких усилий, потому что они занимаются только тем, что подписывают с
группами контракт на запись и выпуск альбома, выделяя на это как можно меньше
средств. Если альбом оказывается успешным – все для них замечательно. Мы решили
построить нашу концертную деятельность, пользуясь своей репутацией, которую мы
завоевали в прошлом. Мы пришли к выводу, что единственным положительным
моментом в том, что мы выпустили альбом, явилось то, что публика стала
воспринимать нас более серьезно, и устраивать концерты стало проще”.
В начале 1975 года Judas Priest
прокатились по Голландии и Скандинавии, после чего пару месяцев поиграли в
родной Британии. Следует рассказать о том, как в то время группа выглядела на
сцене. А в то время в сценическом гардеробе Judas Priest еще не было косух,
заклепок и прочих, незаменимых в дальнейшем атрибутов хэви-музыканта. Все
участники группы выходили на сцену в расклешенных брюках и балахонах
неопределенной фактуры и фасона. Происхождению этих балахонов Tipton и Downing
обязаны родной маме K.K., которая сшила их для ребят из… занавесок, висевших в
гостиной. Помимо этого, сценический наряд Downing’a завершала белоснежная шляпа
с широкими полями (видимо, позаимствованная из гардероба дедушки).
|
Регулярные выступления в культовом
клубе “Marguee” привели группу на площадку одного из самых престижных в то
время рок-фестивалей в городе Рединге. 22 августа 1975 года Judas Priest
штурмовали редингскую публику вместе с “Joan Armatrading”, “Hawkwind” и “Dr.
Feelgood”. Сами Judas Priest потом назвали это выступление поворотом в их
карьере. “Это
было первое весомое событие, привлекшее внимание мировой прессы и позволившее
нам показать всем, что мы смотрим в будущее с оптимизмом”, – комментирует Rob. – “Фэны возвращались с фестиваля в Америку или Японию и рассказывали
своим друзьям о нас”. Сет-лист
того фестиваля состоял преимущественно из вещей, написанных для будущего
альбома, а также эпической баллады “Father Mother Son”, так и не попавшей на
виниловые дорожки. |
Вскоре после выступления на этом
фестивале John Hinch покинул группу. Официальная версия причины его ухода гласит,
что Hinch ушел из-за финансовых проблем. Однако в 1997 году, когда фирма “Gull”
переиздала на CD сборник “The Best Of Judas Priest”, дополненный интервью с
Hinch’ем, Tipton разразился гневными репликами в адрес фирмы и самого John’a,
отметив, что он был полностью профнепригоден для группы, за что его и
выставили. Такая вот темная история.
На место Hinch’а пришел уже известный вам по первой части
JP-story, Alan Moore, имевший счастье играть в группе до выхода “Rocka Rolla”. После пары месяцев репетиций группа двинулась в лондонскую “Morgan
Studios” и в декабре принялась за запись второго альбома. Из-за плохих
продаж “Rocka Rolla” фирма Gull посадила группу “на хлеб и воду”. Judas Priest
просили платить им хотя бы по
Тем не менее, на этот раз группа
решила, что весь звукозаписывающий процесс будет полностью под их контролем. “Мы сами проявили больше
интереса к техническим сторонам записи песен на пленку”, – подтверждает Ian Hill. – “На нашем первом лонгплее мы не очень «врубались» в то, что
происходит. Там были люди, которые делали за нас то и это, но на “Sad Wings
Of Destiny” мы были опытнее и видели, что может случиться без нашего
контроля”. Итак, в марте 1976 года вышел второй
альбом Judas Priest под названием “Sad Wings Of Destiny”, спродюсированный
самими музыкантами в тандеме с Джеффри Калвертом и Максом Вестом. Также в
процессе сведения участвовал небезызвестный Chris Tsangarides, позже
спродюсировавший группе поворотный во всей истории Heavy Metal альбом “Painkiller”.
Результатом более активного участия группы в записи стал весьма неплохой и,
главное, в отличие от дебюта, более цельный звук. Ну а сами композиции,
многие из которых с тех пор так и не выходят из концертного сета группы,
заслужили массу позитивных отзывов среди критиков. Вокал Halford’а стал звучать более поставлено, а гитары Tipton’a-Downing’а –
более слаженно. Открывает альбом драматическая пьеса “Victim Of Changes”,
в написании которой принимал участие еще Alan Atkins. Следом идет нагнетающее
атмосферу ужаса, в лучших традициях Эдгара Аллана По,
повествование о Джеке Потрошителе – “The Ripper”, написанная Tipton’ом. |
|
“Я
отчетливо вспоминаю написание этого номера”, –
говорит Glenn. – “Я
был вынужден жить в маленьком сарае с одной лишь кроватью за пять фунтов в
неделю. И я написал там “The Ripper”, сидя возле газовой горелки. Это очень
язвительная песня – настоящая песня про Джека
Потрошителя. Песня, написанная назло всем тем, кто высказывал в наш адрес массу
критических замечаний. Они говорили, что в наших песнях много насилия… Но это не так! Это просто песня о воспоминаниях Джека
Потрошителя на улицах Лондона”. Вслед за “The Ripper” шла баллада “Dreamer Deceiver” с лирикой, достойной украсить
любой сборник британской поэзии. Философские размышления над вечным стремлением
в недосягаемому заканчиваются такими строками:
We are lost above
Floating way up high
If you think you can find a way
You must surely try.
Баллада концептуально переходит в
рокерский номер “Deceiver", продолжающий тему вечного поиска. Вторая
сторона пластинки начинается с помпезного интро, сыгранным Tipton’ом на
фортепьяно, после чего идет ураганный рок-шедевр “Tyrant”. Еще одна вещь –
“Genocide” – надолго засела в концертную программу Judas Priest. Завершает
альбом эпическая “Epitaph”, раздвигающая рамки привычных рок-стандартов, и
переходящая в “Island Of Domination” с таким эффектным вокальным пассажем в
финале, что следует, как минимум десять минут приходить в себя от прослушивания
этой вещи.
|
Альбом попал в чарты не только Англии,
но и Америки и Японии. Тем не менее, фирма “Gull” по-прежнему продолжала
игнорировать группу, отказывая ей даже в минимальной финансовой поддержке для
проведения концертов. Для того чтобы иметь хоть какую-то наличность,
участники группы были вынуждены найти себе работу. Glenn устроился
садовником, Ian водителем фургона, но больше всех повезло Кеn’у: “Я устроился на работу
через моего друга, который сказал, что знает одну фабрику, где нужно
выполнять какую-то периодическую работу. Все, что я там делал – это прятался
в подвале и играл в карты, или занимался своими делами. Я получал 15 фунтов
($22) в день, что было просто нереально, ведь никогда мне так не везло… И я ни разу не ударил пальцем о палец”. К концу 1976 года Великобританию
захлестнула волна панк-рока. Все внимание
медиа-магнатов было сфокусировано на таких командах, как “Sex Pistols”,
“Clash” или “The Damned”. Люди, только вчера взявшие в руки
свои инструменты и построившие свою популярность не на музыке, а на публичной
матерщине в прямом эфире и заблеванных аэропортах, вызывали, мягко говоря,
раздражение у британских рок-групп классической школы. Если вместо
раскрашенного во все цвета радуги ирокеза и булавок во всем теле у музыкантов
были длинные волосы и более-менее связная речь – вероятность получения
контракта сводилась к нулю. И именно в этот, столь тяжелый для рок-групп
период Judas Priest удалось подписать контракт с одним из крупнейших лейблов
того времени – компанией “CBS”. “Абсолютно точно – это был дар божий”,
– комментирует, сей факт Rob Halford. |
К концу 1976 года группа порвала со
своими прежними менеджерами и стала работать с новой командой, состоящей из
персонала “CBS Records”. Judas Priest немедленно приступили к подготовке
материала для будущего альбома, правда, снова столкнувшись с проблемой –
вакантное место барабанщика вновь оказалось свободно, так как на момент
подписания контракта с “CBS” Alan’а Moore’а уже не было в группе.
В январе 1977 года Judas Priest
приступили к записи альбома. На этот раз продюсером стал не кто иной, как Roger
Glover из “Deep Purple”, известный своей репутацией профессионального
звукоинженера. Самому Glover’у явно симпатизировала молодая группа из Бирмингема,
и он с радостью воспринял предложение от “CBS” стать их продюсером. Позднее
Roger скажет: “Я
не могу представить себе рок-музыку без Judas Priest”.
Вторым человеком, ангажированным для записи, стал сессионный барабанщик Simon
Phillips, чей послужной список не поместился бы на всех страницах журнала
“ALIVE”. Jeff Beck, Roxy Music, Pete Townshend, Mick Jagger – вот лишь
некоторые имена, с которыми связана его профессиональная карьера.
Весной 1977 года Judas Priest вышли из
студийного заточения с третьим студийным альбомом на руках. Пластинка получила
название “Sin After Sin”. Это название можно было услышать на предыдущем
альбоме в песне “Genocide”. Альбом отличало более высокое качество звука, ведь
в отличие от фирмы Gull, которая выделяла на запись не больше
Апрель 1977 года начался с серии
английских концертов в поддержку свежеиспеченного лонгплея. Игра барабанщика
Simon’a Phillips’а на альбоме очень понравилась Judas Priest, и они захотели
взять его в турне. Однако, сам Simon, не будучи
любителем больших туров, предпочел присоединиться к Джеку Брюсу для записи
его альбома “How’s Tricks”. “Мы все немного расстроились, потому что были действительно потрясены
тем, как он играл”, – говорит Downing, – “Его стиль подходил нам
на все сто, но он принял другое решение, и мы пришли к выводу, что нам нужен
как можно более приближенный вариант. Мы провели ряд
встреч в Лондоне и однажды натолкнулись на Les’а Binks’а”. До Judas Priest Les Binks играл в
группе “Fancy”, а также принимал участие в проекте Roger’а Glover’а
“Butterfly Ball”. |
|
Манера игры Binks’а действительно
сильно напоминала работу Phillips’а на “Sin After Sin”, и он быстро вписался в
коллектив. Британское турне прошло с успехом, а билеты на финальный концерт в
“Victoria Theatre” 22 мая были полностью распроданы, что вызвало большое
негодование среди тех, кто не успел ими вовремя обзавестись. Из-за этого
возникла потасовка с охраной, и на следующий день имя Judas Priest попало в
колонки происшествий всех лондонских газет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: