С июля месяца Judas
Priest – эти короли пауэр-металла, находятся в Америке под судом. Одна из их
песен, как утверждается, довела двух юношей до самоубийства.
Несчастье
случилось 23 декабря 1985 года в городке Рено, штат Невада. Ray Belknap (18) и
Jay Vance (20) весь вечер пили дома у Ray’я пиво, курили марихуану и слушали
пластинки Judas Priest. Оба приятеля сидели и фантазировали по поводу своей
любимой идеи – пойти в Иностранный легион, сбежав из дома. Затем они стали
строить план нападения на шефа Ray’я. Тот накануне выиграл у поклонника Judas
Priest в бильярд весь его дневной заработок. Каратист-самоучка Jay хотел
изрядной порцией ударов заставить его вернуть деньги его другу. До этого
момента ребята были в хорошем настроении. Но тут Ray очень громко врубил
пластинку Judas Priest 1978 года “Stained Class” (Витражное стекло) – свой
рождественский подарок Jay’ю. Вошли его родители, и стали упрекать за шум.
Произошла бурная перебранка в коридоре. В конце концов, Ray с грохотом
захлопнул дверь. После этого инцидента настроение в комнате заметно омрачилось.
Играла как раз песня “Beyond The Realms Of Death“ (По ту сторону царства
смерти) – “… да, я оставил мир за спиной. Я теперь тверд в своем
решении. Свободно говорит то, что хочу. Это моя жизнь, и решаю я, а не вы.
Оставьте себе ваш мир со всеми его грехами. Он не стоит того, чтобы в нем
жить…”. Jay позднее, при полицейских допросах, дал следующие показания:
“Нам обоим при этой песне внезапно стало
ясно, что смерть является единственным ответом на эту жизнь. В одно и то же
мгновения мы были охвачены одинаковой энергией. И тогда мы заключили пакт о
самоубийстве”. Ray и Jay прослушали еще “Heroes End” (Конец героя).
Потом они встали
и обнялись. Ray сказал: “Давай посмотрим,
что будет потом, давай покинем этот мир. Вперед, за дело!” Затем он достал
из шкафа свой обрез дробовика. Ребята разгромили комнату, выбрались через окно
и побежали на близлежащую детскую площадку. Ray сел на карусель, со словами “Я абсолютно профукал
свою жизнь” уперся ружьем в землю и нажал курок. Jay примерно с минуту
смотрел остекленевшим взглядом на своего мертвого друга. Затем он взял залитое
кровью ружье и тоже выстрелил. Jay поначалу выжил после этой попытки самоубийства,
при этом, ужасно искалечив себе лицо, но умер позднее в 1988 году от его
последствий.
Когда его
опросили о мотивах этого безумного поступка, он заявил в протокол лишь краткую
фразу: “Жизнь действует на нервы”.
Неужели “Heavy Metal Rock” с его агрессивным имиджем, будоражащем,
громким до невыносимого саундом и злобными текстами может действительно довести
до самоубийства? Неужели эти два их поклонника действительно на совести у Judas
Priest? Семьи обоих самоубийц и их адвокаты рассматривают это, во всяком случае,
именно в таком свете. Английские пауэр-металлисты, чей новый альбом
“Painkiller” уже готовый ждет отправки в магазины, находятся сейчас в Рено под
судом. Им светит иск о возмещении многомиллионного ущерба, возможно, запрет
всех их пластинок и концертов и тем самым конец их карьере. Ребята из Judas
Priest, которые столько на сцене размахивают цепями и кнутами, дают прикурить
своими мотоциклами и сверкающими металлом костюмами, в личной жизни – довольно
славные отцы семейств в возрасте далеко за 30.
По поводу
процесса гитарист Judas Priest Glenn Tipton довольно робко высказался: “Если мы проиграем, наша карьера, считай,
закончена. Мы – всего лишь металлический ансамбль и пишем тексты, которые как
раз и нравятся молодым людям с избыточной энергией. Наша музыка – это ничто
иное, как вентиль, через который можно без особого вреда выпустить давление и
недовольство. Скажу точно, у нас никогда не было намерения совратить молодых
людей на самоубийство. Подобные упреки высосаны из пальца. В конце концов, у меня
у самого дети”.
Истцы процесса
против Glenn’a, K.K. Downing’a, Rob’a Halford’a, Dave’a Holland’a и Ian’а
Hill’a выдвигают, однако, веские аргументы. Обложка пластинки “Stained Class”
изображает в выразительных соблазняющих цветах плексигласовую голову, виски
которой пронзает насквозь луч лазера. Траектория луча как спасительная вспышка
мысли или же указатель дороги в более прекрасный мир?
Или что еще вообще призвана обозначать эта символика? На
каждом Heavy Metal-концерте
можно наблюдать, как грохочущий металлический саунд может привести к некоторой
потере контроля у алкоголизированных фэнов и побуждает их к угрожающим здоровью
действиям, как, например, опасное “Stage Diving” (ныряние со сцены на плотно
спрессованную толпу фанатов. Прим. Fight Right) или
многочасовая “Headbanging” (тряска головой в такт музыке. Fight Right).
За попытки
самоубийства и самоубийства со стороны молодых людей уже с разных сторон
пытались возложить ответственность на многих рокеров. Больше всего досталось
“Slayer’y”, “Black Sabbath” и, в первую очередь, “Ozzy Osbourn’y”, Ozzy, против
которого теперь выступает даже нью-йоркский кардинал О’Connor,
все время ставится в вину его песня “Suicide Solution” (“Выход -
самоубийство”), в которой есть такой текст: “… Вино прекрасно, но виски быстрее.
Самоубийство медленно идет со шнапсом. Возьми бутылку, утони свою печать. Тогда
бутылка смоет прочь завтрашний день…”. Трижды выдвигалось обвинение
против этого “madman’а”. В 1984 году в Калифорнии John McCollum (19) был
обнаружен застреленным рядом со своим проигрывателем, на котором все еще кружился
альбом Ozzy “Blizzard Of Ozz” с этой спорной песней. Michael Waller (16)
покончил жизнь в 1984 году в штате Джорджия, а Walter Kulkulsky (16) – в 1988
году в Нью Джерси. У обоих парней при себе были кассеты с “Suicide Solution”.
Ozzy защищает свою песню и рассматривает себя жертвой клеветы. “Suicide
Solution” он написал после смерти своего друга – фронтмэна “AC/DC” Bon’а
Scott’a, как предостережение против алкоголя и наркотиков. Чары многих
металлических ансамблей через зло, оккультизм,
кровь, насилие, смерть и безумие находят свое отражение в многочисленных Heavy Metal-текстах и названиях песен в неприкрытой и временами самой пошлой
форме. Такие название, как “Ливнем хлещет кровь”,
”Самоубийство по приказу” (Slayer), “Проснись мертвым”(Megadeth), “Параноик”,
”Шабаш, кровавый шабаш”, ”Дети могилы”(Black Sabbath) или “Дьявольская сила”
(Running Wild) – это сильнейшие пули. Строчки текстов вроде
“… я тебя достану, если ты мне покажешься козлом, сражусь с тобой, завладею
тобой и убью…” (Meliach Rage: “Retaliation”) или “… смертельно и убийственно, повешенный,
волоченный и четвертованный, он брел, спотыкаясь, по миру, убивал и превращал
его. И тем
самым разбивал все свои надежды и утопически мосты…” (Judas Priest: “Stained Class”) развивают полную
свою разрушительную и отвратительную мощь, правда, особенно тогда, когда их
выхватываешь из контекста. Однако в своем “развлечении” они явно заходят
слишком далеко и нарушают более чем просто границу хорошего вкуса. Вопрос лишь
в том, воспринимает ли вообще кто-либо эти пошлые паровые сентенции всерьез,
или же они служат, как всегда уверяют их создатели, подобно и фильму ужасов,
только для развлечения и психологического пароотвода столько необходимого в перенаселенном,
постоянно переполненном раздражителями обществе высокой технологии?
Оппоненты Judas
Priest по процессу пытаются доказать, что многие поклонники металлической
музыки не имеют никакого другого шанса, кроме как буквально воспринимать
разрушительные лозунги в песнях и следовать им. Wilson Brian
Key, профессор маркетинга в Денверском университете и консультант на Judas Priest’овском процессе утверждает,
что многочисленные металлические песни, впрочем, как и предметы ширпотреба
вроде пачки печенья “Ritz Crackers”, или американская 5-ти долларовая банкнота,
содержат скрытые послания, которые подсознательно, и тем самым при отсутствии
критического контроля со стороны здравого смысла, побуждают потребителя к
определенным действиям и поведению. Звукооператоры отфильтровали из
песни Judas Priest “Better By You Better Than Me” фоновые шумы, которые они
интерпретируют как слова “Do It, Do It” (”Сделай это, сделай”). Одна строчка в
“Stained Class” звучит, если ее проиграть в обратном направлении, как “Sing my
evil spirit” (пой, мой злой дух). В альбоме Ozzy “Blizzard Of Ozz”, как утверждают,
многократно встречается замаскированный приказ “Shoot, Shoot, Shoot” (Стреляй,
стреляй, стреляй). Кстати. Даже в песне “Chris’а Norman’а” “Midnight Lady”
любители слушать задом наперед, по их утверждению,
тоже нашли сатанинские лозунги вроде “церковь проклята”; в песне “Sandr’ы”
“Little Girl” эти “духовидцы” расслышали фразу “Зло находится во мне”. Нет,
однако, никаких научных подтверждений гипотезе, что подобные команды задом наперед сразу же автоматически оседают в глубоких пластах
души слушателя музыки. Зато веские выводы легли в основу психологических
экспертиз в процессах Ozzy, которым следовали судьи, когда отклонили все три
иска. Психологи установили, что во всех этих случаях самоубийства речь шла о
личностях с тяжелыми нарушениями. Один был хроническим алкоголиком, а
наркоманом - другой. Третий был
индивидуалистом-одиночкой, очень трудно устанавливающим контакты с людьми, и
как раз в это время его бросила его первая и единственная подруга. В смерть
этих ребят толкнул, очевидно, не Ozzy, а их жизненные проблемы. То же самое и у
якобы жертв Judas Priest Jay’я и Ray’я. Оба выросли в условиях разрушенных
браков, в жестоких, зараженных насилием родительских домах. Часто их замечали в
проявлении насилия к своим одноклассникам и родителям, в сексуальных
проступках, воровстве. Оба были алкоголиками и наркоманами, их выперли из школы, и они не имели перед собой никакой
перспективы в своей жизни. Когда они нажали курок, они были накачены до упора.
Это более вероятные предпосылки для “короткого замыкания” в их мозгу, чем любая
пусть даже самая порочная “Heavy Metal’ическая” песня. И, тем не менее – критическое
отношение к деструктивным перегибам в “Heavy Metal’е” было бы, вероятно, очень
уместно. Тот, кто на концерте трясет башкой так, что
последние мозги вон, напивается о положения риз, щукой прыгает со сцены на бетонный
пол или же торчит от культа Сатаны, срочно нуждается в психотерапической
помощи. Ансамбли вроде Judas Priest или “Running Wild”, по-видимому, теперь
образумились, подвели черту под своими мрачными эксцессами. Вроде бы настало
время, чтобы поклонники дали понять неисправимым металлическим мракобесам, что
у них нет больше желания оплачивать тем их психоотбросы, упакованные в больные
песни, шоу и имидж. Как вы смотрите на эту проблему. Напишите нам свое мнение!
В журнале
“Bravo” стр.52-53 (Германия), 1990г.
Перевод FIGHT
RIGHT