ROB
HALFORD: METAL GOD
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БОГ
Rob Halford – не наш тип рок-звезды? Человек,
имя которого олицетворяет этот мускулистый музон и гей? Крутой байкер, не
признающий ничего, кроме кожи и шипов, на досуге слушающий рэп и Моцарта?
Грозные и героические позы перед фотокамерой и заявления: “Я обычный человек, я ненавижу конфронтации”? Мы знаем о нем всё и,
возможно, не знаем ничего. Человек, в багаже у которого добрых два десятка
альбомов, известных любому металлеру, рокер до мозга костей, экспериментатор,
трудяга, композитор и поэт, получавший за свою долгую карьеру в музыке не только
угрозы, судебные иски и нарекания со стороны недоброжелателей, но получивший от
приверженцев титул “Бога Heavy Metal”, что по плечу не каждому музыканту, даже
прожившему на сцене больше тридцати лет. Термин этот может показаться смешным и
надуманным, если не учитывать, какое невероятное количество современных и
прошлых героев рока и металла “лепило” свой имидж с вечно невозмутимого в жизни
и дьявольски яростного на сцене Rob’а (кожа и металл – его изобретение, а уж не
подражал ему в пении только самый ленивый металл-вокалист). Впрочем, и жизнь-то
эта далеко не закончена, о чем убедительно повествуют два последних диска
Halford’а – “Resurrection” и “Crucible”. Но начну я не с них…
Иудейский
жрец
Rob Halford родился 25 августа 1951 года
(и таким образом на днях вы можете поздравить его с 52-м днем рождения) в
рабочей семье и до занятия музыкой работал осветителем в театре. Вопреки
пожизненному имиджу и исполняемой музыке, инспирирующим образ косноязычного и
несдержанного варвара, парень получил неплохое образование, имеет прекрасные
великосветские манеры, много читает. С ним приятно поговорить на любую тему…
пока речь не заходит о Heavy Metal’e. А уж здесь более яростного и убежденного
апологета отыскать трудно, да черт! - почти невозможно.
Как и большинство пацанов того времени,
Rob воспитывался с рок-н-роллом в крови, а если учесть, что конец 60-х
ознаменовался бумом Hard Rock’a, то и первая группа Halford’а (причем отнюдь не
Judas Priest, а “Hiroshima”) наигрывала жесткий музон. Именно в ней ковался такой
знакомый до боли каждому из нас яростный и пронзительный голос, ставший позднее
как минимум на пару десятилетий не только торговой маркой Judas Priest, но и
всего тяжеляка.
Где-то в это же время (а точнее в 69-м)
гитарист Кеnnet Downing и басист Ian Hill сколотили в Бирмингеме (Англия)
команду со звучным и немного странным именем Judas Priest, состав которой
постоянно менялся (а вокалом заведовал некто Alan Atkins), не принося
известности, а тем более коммерческого признания. Хардовых групп в Британии на
тот момент было больше, чем достаточно, жанр переживал период роста, причем
роста в геометрической прогрессии. Постоянные разъезды по городам и весям
родного Объединенного Королевства не только ковали боевой опыт, но приносили и
плоды разочарования безнадежными попытками выбраться на поверхность. Лишь уход
Atkins’a и привлечение в Judas Priest земляка – никому не известного, но
выгодно отличавшегося необычным “металлическим” тембром голоса Rob’а Halford’а,
который, к тому же, был более закаленным к невзгодам, принес некоторые
результаты (Rob познакомился с будущими коллегами через сестренку, которая
встречалась с Hill’ом). Главное - был сформирован задел на будущее, до светлых
моментов которого было еще довольно не близко. Шел 1974 год.
В тот год Judas Priest не только впервые
выехали в Европу (Нидерланды и Германия), но записали свой первый винил “Rocka
Rolla” – сырой Hard Rock Led Zeppelin’овского покроя, в котором, однако,
чувствовались намеки на рвущийся из потаенных уголков экстремизм. Но прежде в
группу рекрутировали второго гитариста Glenn’a Tipton’a, что стало не менее
важным звеном в цепи грядущих шагов к славе, чем появление Rob’а. Judas Priest
стали разрабатывать жесткую двухгитарную технику, а звук их становится все
более сухим и лаконичным, приобретая блеск, и твердость закаленной стали.
Именно идеи Rob’а, его видение той музыки, которую должны играть Judas Priest,
его творческая одухотворенность и приверженность тяжелой музыке, в конце
концов, его, несомненно, амбициозные и композиторские данные предрешили судьбу
Judas Priest, их обреченность на успех.
Хотя коммерчески “Rocka Rolla” провалился
по всем статьям, а заморочки с подбором барабанщика продолжались еще несколько
лет, ребята не унывали. Уже следующий диск “Sad Wings Of Destiny”, характеризовавшийся
металлизированым саундом (чему в немалой степени содействовал высокий и
надрывный голос Halford’а), получил благосклонные отклики в музыкальной прессе.
Не говоря уже о растущей армии фанатов Judas Priest. К тому же, именно Halford
несет ответственность за появление металлического имиджа – кожа, шипы, заклепки
и цепи: “Когда мы начинали, то одевались
наполовину как хиппи. Но времена наступали иные. Представьте, как бы мы играли
“Hell Bent For Leather” в рваных клешах и замшевых куртках с бахромой! Металлу
нужен был стиль, и мы его нашли, пусть несколько фетишистский, но пришедшийся
по вкусу фэнам…”
В последующие 15 лет команда выдала 12
альбомов, каждый из которых приносил ей новые плоды популярности, каждый из них
был очередным шагом на пути от Hard Rock’a к Heavy Metal’y. И над всей этой
безумной скоростной и ритмичной, бешеной и заполненной до отказа высококлассным
мелодизмом, музыкой витал и царил голос Halford’а – всегда разный и такой
знакомый, переполненный взрывными эмоциями и ранимой чувственностью, злой
иронией и неистощимой верой в Тяжелый Рок. А ради чего, собственно, всё это
затевалось?! Judas Priest стали ведущей силой британской и мировой
металлической сцены.
Я не буду описывать подробно все славные
деяния Judas Priest (а их было немало, от уже упомянутых дисков, до мощнейших
“живых” шоу по всему миру, включая подмостки Donington’а и “Dinamo”), золотые и
платиновые диски, синглы, не сползавшие с верхних мест хит-парадов в Британии и
Штатах (не говоря о благословенных для металла странах Европы), безгрешный
характер исполнения музыки. Наше повествование – о вокалисте и композиторе, чья
звезда ярко загорелась, благодаря именно этой группе. Но пройти мимо некоторых
моментов биографии Judas Priest просто преступно.
К концу 70-х, когда укоренившийся хард-рок
расслоился на множество поджанров, часть групп приняла ответственное решение
играть быстрее, энергичнее и жестче, где-то упростив блюзовые структуры, но
взамен доведя до умопомрачения экстремизм, содержавшийся в самой основе харда.
Несмотря на то, что по большей части то были молодые и никому ранее неизвестные
составы, именно Judas Priest (наряду с “Iron Maiden”) заняли здесь обширную
нишу. Ведь их звук был уже гораздо тяжелее и резче, чем у тех же “Deep Purple”,
“Led Zeppelin” и “Kiss”, а та помпезность и фиглярство, что присущи только
Heavy Metal, давно стали их секретным (а секретным ли?) оружием. И, если уж
откровенно, именно Judas Priest подготовили почву для взрыва, получившего
название “New Wave Оf British Heavy Metal”. Как доказательство предъявлю диски
группы “Stained Class” и “Killing Machine” (1978), в которых дух металла и его
основные черты были предъявлены со всей откровенностью и прямотой. “Мы культивировали свою аудиторию” –
вспоминает Rob. “Постоянные гастроли по
миру, тысячи и тысячи людей на концертах… Для этого приходилось вкалывать не на
шутку. Но я горжусь тем, что мы - часть этой музыки!”
80-е летели со скоростью звука, чему во
многом способствовала и сама музыка и образ жизни ее героев. На фоне появления
Speed Metal’a, Power Metal’a и Thrash Metal’a, Judas Priest пытались не
потерять собственный “интерфейс”. И хотя они по-прежнему оставались
классической командой металла, непререкаемыми и обожаемыми авторитетами,
удивить кого-то кричащими гитарами и кричащим вокалом, блестящей кожей и
сверкающими шипами становилось всё труднее. Отсюда последовали поиски выхода из
ситуации – “мягкий” коммерческий “Turbo” (1986), традиционный Heavy-альбом “Ram
It Down” (1988) и, наконец, почти Thrash’евый “Painkiller” (1990): “Мы всегда были открыты новым влияниям и
старались, чтобы наша музыка была актуальной. Heavy Metal предрекали быструю
смерть, а мы до сих пор в дороге и не собираемся останавливаться. Думаю, музыка
Judas Priest никогда не станет старомодной”. И еще: “Я - давний фанат Thrash Metal’a. Мне импонирует его энергия и страсть.
Эта музыка напрямую социальна. 60-е породили все мыслимые влияния на рок, 70-е
были чуток бесстрастными, 80-е слишком агрессивными, а 90-е должны найти выход
из этой агрессии. Thrash Metal четко уловил настроение жестокости и
подавленности”.
Но остальные музыканты при всем их таланте
не понимали одного: численный состав металлической братии вырос настолько, что
популярность приходилось просто делиться. Росло напряжение в самой группе,
небывалое ранее. Этому способствовали и внешние обстоятельства.
В 92-м Judas Priest были привлечены к суду
по обвинению в провоцировании самоубийства двух американских
подростков-наркоманов (иск на 6 с лишним миллионов баков!). Нелепая ситуация
разыгралась вокруг записанной музыкантами версии песни “Better By You, Better
Than Me” команды “Spooky Tooth”, якобы толкнувшей молодых придурков к решению
свести счеты с жизнью (само дело относится еще к 85-му, но до суда оно дозрело
лишь через 7 лет, поддержанное всевозможными штатовскими общественными
организациями). Вот здесь-то и пригодились выдержка Halford’а, его умение
убеждать и успокаивать, позволившие положить конец фарсу, целью которого было
дискредитировать Heavy Metal, как общественное явление. Тяжба растянулась аж до
середины 93-го, не давая команде нормально работать, и всё больше отдаляя
задерганных членов группы, друг от друга. Когда же суд признал обвинение
беспочвенным, Rob уже не связывал свою жизнь с Judas Priest. Учитывая,
насколько деятельность банды опиралась на его идеи, как она полагалась на его
крепкое плечо, удар мог быть смертельным. И хотя закаленные в битвах остатки
подразделения нашли в себе силы не распустить группу (во всяком случае,
официально), вплоть до 1996 года она находилась в состоянии летаргического сна.
Но оставим Judas Priest в ее поисках
достойной замены Halford’у (американский кавер-исполнитель Тim “Ripper” Owens с
ну очень похожими и все же “не такими” голосовыми данными), с ее не слишком
убедительными шедеврами последних лет (тяжеловесные “Jugulator” &
“Demolition”). Преклоняя голову перед этими без базара великими металлерами, я
связываю расцвет команды только с именем R. Halford’а, поскольку с
композиционной точки зрения всё, что делают Judas Priest сейчас смахивает на
плохую попытку виртуозных исполнителей, но не слишком умелых композиторов,
доказать всему миру “заменимость” Rob’а. Конечно, Judas Priest здесь не
одиноки: примерно те же проблемы примерно в то же время одолевали тех же “Black
Sabbath” и “Iron Maiden”. Впрочем, любая точка зрения на этот вопрос
правомерна…
“Мне
посчастливилось прожить с Judas Priest почти 20 лет, это были классные времена,
и у меня прекрасные воспоминания о тех днях. Но меня всегда интересовал вопрос
– а что же там, на другой стороне улицы? На личном уровне мне хотелось быть
хоть на полшага опережать время и исследовать все возможности этого великого и
сумасшедшего мира, который зовется рок-н-роллом”.
Без
“Борьбы” нет победы
После “Painkiller’a” Halford ментально
находился на перепутье. С одной стороны сам этот диск был гораздо яростнее и
круче всего, что делали Judas Priest до того. С другой стороны на пятки давил
Thrash Metal, смутно зарождалось альтернативное движение в тяжелом роке, а
новшества в звукотехнике провоцировали возрождение индустриальной музыки. У
Rob’а созрели и оформились идеи, до поры остававшиеся в загашнике. Скорее
всего, он планировал Fight
всего лишь как сайд-проект, к которому планировал привлечь нового ударника
Judas Priest скоростного и дикого американца Scott’a Travis’a. Судьбе было
угодно перевернуть карты.
Впрочем, кроме Travis’a, у Rob’а нашлись и
другие единомышленники, правда, в том время напоминавшие хороший материал для
лепки. Вернувшись после последнего (как оказалось) турне Judas Priest в Феникс,
где он тогда обитал, Halford делал очередную татуировку в салоне парня по имени
Jay Jay. Оказалось, что тот в свободное время балуется басом в Hard Core группе “Cyanide”. Из чистого любопытства Rob
пришел на концерт команды, который настолько ему понравился, что он предложил
Jay’ю всестороннюю поддержку. Однако уже через несколько месяцев решение пришло
само собой: взяв за основу Jay Jay’я, гитариста тех же “Cyanide” Brain’а
Tilse’а и другана Scott’a Travis’a, наш герой являет миру Fight, а в 93-м
окончательно разрывает со своей прежней командой.
1993 г. “War Of Words” стал мощнейшим
ударом по тем, кто сомневался в способности Halford’а выжить без Judas Priest.
По большому счету этот альбом – Halford’овский вариант Judas Priest, а вернее –
то, как он видел будущее этой группы. Более мощный и экстремальный, наполненный
тяжеленным Thrash’ем
и индустриальными ритмами, с жесткой агрессивной лирикой. “Fight имеет дело с реальной жизнью, тогда как лирика Judas Priest
всегда была романтической” – говорит Rob. “В этом нет ничего плохого, я люблю все альбомы Judas Priest.
Музыкально Fight тоже брутальнее и эмоциональней, особенно это видно по
“живым" выступлениям””.
Это было правдой чистой воды: уже первые турне
группы, будь то небольшие клубы или огромные стадионы, где ребята Halford’а
отоваривали металфэнов совместно с “Metallica” и “Alice In Chains”. Взрывной и
дышащий опасностью материал “War Of Words” практически сразу завербовал группе
армию поклонников, начиная старыми фантами Judas Priest и заканчивая молодым
поколением, тянувшимся к более экстремальному музону “Biohazard”, “White
Zombie” и “Machine Head”. “Многие
поклонники Judas Priest понимают меня, у многих теперь есть не только диски
этой группы, но и Fight. Наверняка, есть и те, кто готов убить меня, да. Но в
целом реакция металлеров положительная”.
В те дни Rob был внутренне спокоен и
умиротворен, хотя бурлил деятельностью и кипел идеями. Еще бы! Ведь Fight была
его детищем, он мог лепить из этого проекта всё, что ему заблагорассудилось.
Однако и новая группа дала Rob’у огромный толчок к реализации его творческих
устремлений: “Это словно новая семья…”
И одно было ясно – останавливаться на том, что он вытворил в первом альбоме,
Halford не собирался: в конце концов, почти все вещи с “War Of Words” были
задуманы еще в Judas Priest’овские времена, а жить прошлым наш герой не умел. “Знаете, а ведь это Judas Priest толкнули
меня на это” – признавался он. “Они
не понимали и не хотели понять то, что я пытался сделать. Если в группе
возникала проблема, ее решали быстро и без дискуссий. Поначалу я не прочь был
вернуться в Judas Priest, но вот только они уже не хотели моего возвращения…
Теперь Glenn (Tipton) твердит на
каждом углу – лучшее, что когда-либо происходило с его группой, это мой уход…”
Понять Tipton’a и остальных Judas Priest
не сложно, но это не дает нам права оставлять без внимания и устремления
Halford’а, его попытки вырасти из пусть и не таких уж плохих, но явно
тесноватых одежек, которыми “снабжали" его Judas Priest. Хотя Rob не
держал особой обиды на прежних “корешков”, тем не менее, ему пришлось подать в
суд на “раздел имущества”: “Я отдал этой
группе 20 лет и считаю, что имею право на компенсацию за всё, что идет под
маркой Judas Priest”.
Но вернемся и еще чуток поговорим о первом
диске Fight (уж больно он хорош, чтоб удостоится лишь пары слов!). Нет, уж если
говорить о Thrash’e, то это не тот ураганный музон, что
палили “Destruction”, “Sodom” и “Kreator”. Не похож он и на техно-трэшугу от
“Voivod” и “Mekong Delta”, не сравнить его и с “Metallica”, “Megadeth” и
“Overkill”… Это, с одной стороны был почти полный отход от старых металлических
канонов и карикатурной идеологии NWBHM. С другой, это был металл до предела,
такой. Каким его можно представить, ободрав до голых костей кожу и плоть.
Неимоверная интенсивность граничащая с помрачением рассудка странно
соседствовала (во всех треках!) с удивительной мелодикой, от которой мурашки
бегут по поверхности кожи, ставя ее дыбом (чего не найдешь у тех же “Pantera” и
“Machine Head”). Практически полностью написанный Rob’ом, “War Of Words” еще
несет отголоски былой славы Judas Priest, как золотую пыль на плечах, но пыль
эта быстро сдувается вихрем, поднятым этой музыкой. Звук сырой и мясистый,
словно сыгранный в живую без дублей и на одном дыхании, но одновременно
профессиональный и отточенный, как лезвие убийцы. Панковая агрессивность
чувствуется в каждой ноте, достаточно лишь послушать “Nailed To The Gun”.
Вокальный спектр гораздо шире, чем у тех же Judas Priest: наряду с высочайшими
фальцетными вскриками слышатся почти “думовые” мрачные партии, которые по духу
ближе тому же Danzig’у, Peter’у Steel’у из “Type O Negative” или Лэйну Стэйли
из “Alice In Chains” (или даже как Alice Cooper в “Vicious”!). А что вы
скажете, услыхав низкие брутальные хрипы, скорее похожие на death’овый гроулинг
(“Contortion”)? Среди этого “ужасного” нагромождения и упорядоченного
индустриальной ритмикой хаоса, потерянной кем-то жемчужиной сверкает
единственная (но зато какая!) “чистая” баллада “For All Eternity”. И
неисчерпаемый потенциал в каждом звуке…
“War Of Words” не сделал революции в Thrash-мэйнстриме, но он всегда будет
находиться в этой музыке особняком, вызывая возгласы восхищения и завистливые
взгляды.
До выхода второго альбома Fight
побаловались с электронизацией своей музыки, выпустив EP-шку “Mutations”, куда
вошли “живые” и ремикшированные треки с “War Of Words”, а также некоторые хиты
из Judas Priest’овского и “Black Sabbath’овского” прошлого.
Поистине, эта группы была полигоном для
творческих взрывов Halford’а. Тем не менее, памятуя о том, как небрежно в
последние годы относились собратья по Judas Priest к его идеям, он не мог
позволить себе столь же пренебрежительно игнорировать стремления других (пусть и
совсем молодых) членов Fight к
самовыражению, тем более что ребята имели собственные “виды” на ее будущую
музыку. Более всего это ощущаешь, втыкая в проигрыватель второй полноценный
диск команды “A Small Deadly Space”.
Если “War Of Words” вскормлен идеями
Rob’а, то его последышу “досталось” от всех участников команды, гитаристов
Mark’a Chaussee и Brian’a Tilse’а, басиста Jay’я и ударника Travis’a. Он сразу
другой, менее ритмичный и быстрый, даже тяжелее предшественника, с массой
странных и почти прогрессивных (не буквально!) фишечек (внимательно слушайте “I
Am Alive”, “In A World Of My Own Making”, где используется рояль). Здесь
странным образом сочетаются старый Heavy (хотя его еще меньше, чем в “War Of Words”), брутальный
Thrash и напористый Hard Core: сменяющиеся риффы так и прут из него, как свежак
из мясорубки. Кстати, мясорубку это и напоминает, только крутит ее не слишком
трезвая рука. Пожалуй, единственная вещь напоминает первый альбом – “Legacy Of
Hate”. Пение еще более разнообразное и эмоциональное (по большей части низкое и
мягкое), как и тематика песен: они по-прежнему кричат о боли и ненависти,
смерти от СПИДа и случайной пули, о любви и одиночестве… “Fight дает вам возможность увидеть новый подход к трактовке Heavy
Metal” – говорит Brain Tilse. “Это не
Judas Priest № 2”. “Нам хотелось, чтобы слушатели задумались над своими
проблемами вместе с нами” – добавляет Halford. “Музыка – мощное средство
общения, она способна изменить этот мир”.
Критики не слишком оценили альбом, хотя он
интересен и необычен, прежде всего, ритмически. Его мелодии непросты, таких
никогда не было у Judas Priest. Похоже, на этот раз попытался перепрыгнуть
себя, и с помощью друзей у него это получилось. Он стал иным, он полностью
оторвался от цепей прежних лет, он понял, что может творить всё, что пожелает.
Будущее лежало у его ног.
Иным был даже сценический имидж Fight:
почти никаких свето-лазерных эффектов, всё жестко, лаконично и скрупулезно:
шесть мрачных чуваков, занятых своим нелегким, но убедительным делом –
изгнанием всяческих иллюзий из ошарашенных слушателей! Только неудержимая
музыка, только яростный и мучительный, взвинченный и печальный голос Halford’а,
крик воинственной и свободолюбивой птицы, не признающей законов стаи, клеток и
кормежки из рук. Только бескрайняя синь неба, полет выше грозовых туч, среди
молний на опаленных крыльях.
К сожалению, а может и к лучшему, но
группа, наделавшая столько шума на металлической сцене в середине 90-х, ушла в
небытие после двух альбомов. Оперившиеся под опекой многоопытного Halford’а
молодые музыканты двинулись своей дорогой. Halford отпустил их с легким
сердцем. Scott Travis вернулся в Judas Priest, а Rob опять остался наедине с
собой. Надолго ли?
“Двойка”
за поведение
Вторая половина 90-х, как известно,
принесла мало утешительного на металлическую сцену: Heavy-группы теряли популярность, теряли
контракты, теряли бойцов… Балом правили альтернативные и индустриальные
составы. Halford, оказавшийся не у дел после роспуска Fight,
решил попробовать силы и здесь, тем более что эксперименты с электронным звуком
и индастри-ритмами были знакомы ему как свои пять (альбомы Judas Priest “Turbo”
и “Painkiller”, “Mutations” от Fight,
да и основные диски этой группы тоже в счет). Уже в 96-м он написал электронные
демо, которые упали на уши небезызвестного Trent’a Reznor’a (“Nine Inch Nails”,
“Revolting Cocks”), лидера индустриального тяжеляка и продюсера. Последний был
настолько впечатлен, что подписал Rob’а на выпуск диска для своей “Nothing
Records”. Поскольку на сей раз у Halford’а был лишь один соратник – гитарист
John Lowery, проект так и назвали – “TWO”. Справедливости ради, команду нужно
было назвать “Тройкой”, поскольку все остальные партии исполняла …машина.
Reznor не только спродюсировал альбом, но и осуществил солидный промоушн. В
1997-м году вышел в свет “шедевр” TWO, названный “Voyeurs”. И что же?
Я не хотел бы обливать помоями это весьма
неудачное творение героя моего повествования, так как сам материал заслуживает
как минимум внимания, не лишен “Voyeurs” и металлизированных гитарных моментов.
Но поскольку большая часть музыкального плана зиждется на ритм-компах,
сэмплировании и примитивных танцевальных ритмах, эффект напоминает значительно
ухудшенный и напрочь упрощенный вариант NIN (эффект гнилого яблока). Хотя пение
Rob’а как всегда изобретательно, оно включает крики времен Judas и пение в
стиле Fight, в основном же ему тоже приходится подчиняться законам “бытия”,
т.е. местами это некий шепот и причитания под электронную лабуду. Всё это
портит даже такие славные треки, как “Bed Of Rust” и “I Am A Pig”. Попытки же
сделать действительно великолепные ультрамелодичные композиции (“Water’s
Leaking” и “Leave Me Alone”) тонут в потоке ужасных неживых звуков, бездумно
прилепленных на очень приличную песенную основу дерьмовым китайским скотчем.
Фу!
“Это
был какой-то Судный час для меня. И дело не в самом Reznor’е, просто то, что
слышалось, в конце концов, из динамиков, вводило меня в депрессию. До того, как
мы вошли в студию, эти вещи звучали как Hard Rock... Что касается публики, то
они решила нас…ть на этот CD, даже не послушав его. Это шоу-бизнес, в нем часто
так бывает, и не я один падал в это дерьмо”.
Судьба TWO оказалась намного плачевнее Fight,
публика не могла простить бывшему “Богу Металла” нырок в техно-музыку (он и
говорить-то на эту тему не слишком любит). Но всякий опыт положителен,
согласитесь. Даже отрицательный. В том же 1997-м Rob Halford задумывает
возвращение к корням. Для этого и нужно-то было немного: добрячие тяжелые
риффы, да пара-другая единомышленников. Но прошел не один год, пока это
единственно верное решение приобрело почву под ногами.
Halford
есть Halford
“Я
снова дома, в мире Heavy Metal, где родился как музыкант, и где, надеюсь,
завершу свою жизнь”.
Rob вернулся в ту музыку, которая принесла
ему наибольшую известность – краеугольный камень Hard и Heavy – точно в 2000-м,
ознаменовав начало нового века началом нового этапа в своей биографии. Ясен
пень, задумки таковые пришли к нему гораздо раньше, возможно, даже раньше
провальных попыток поиграть с модой в TWO. Heavy Metal был делом жизни
Halford’а, он, собственно говоря, и делать-то больше ничего не умел. Но то же
самое могли бы сказать о себе Ozzy и Bruce, Lemmy и Alice…
Что на самом деле происходило с 96-го по
99-й в голове и, особенно в душе Halford’а, мы никогда не узнаем: такие вещи не
очень-то принято выставлять на всеобщее обозрение. Для нас более важен
результат, не так ли? А результат был таков. Вернувшись из отпуска в сентябре
2000-го и соскучившись по новой музыке, я забежал в магазинчик, где среди
новинок обнаружил диск группы HALFORD, носивший символичное название –
“Resurrection” (Воскрешение).
Думаю, никто не “пролетел”. Альбом
оказался настолько хорош, что его поступь по дорогам музыкального мира похожа
на Heavy Metal’ический блицкриг. Он одинаково порадовал фэнов и критиков (“Пожалуй,
лучший, альбом Judas Priest, которого они никогда не делали” – так
характеризует “Resurrection” английское издание “Classic Rock”), доволен был и
Halford. Настолько, что на полгода рванул в дорогу, проведя более 90 концертов
в Европе и Америке, зацепив Японию и лишь чудом не попав в Россию (о чем это
я?). Финал этого беспрецедентного тура проходил в Бразилии на глазах двухсот
тысяч металлхэдов (а, сколько народу смотрело действо через Интернет, одному
компьютерному богу известно!). Ну а чем же так хорош новый опус старины Rob’а?
Начнем с того, что Halford решил сколотить
постоянную группу, команду, несущую на флаге его имя. Гитаристы Patrick Lachman
и Mike Chlasciak, басист Ray Piendeanu и
барабанщик Bobby Jarzombek стали настоящими соучастниками “воскрешения”
металлического “бога”. Немало сделал и популярный в последние годы продюсер в
области Heavy Roy Z (работал c Bruce’ом Dickinson’ом, Rob’oм Роком, “Helloween” и возрожденным
“Warrior”), обеспечив триумфальное возвращение Halford’а к тем, кто уже бросил
на него надеяться.
Материал диска тоже очень и очень
привлекателен. Настолько, что некоторые мои знакомые, абсолютно равнодушные к
Judas Priest и Fight (и вообще далекие от Heavy Metal), захотели его в свои
коллекции. Разнообразный по тематике, темпу и звуковому оформлению,
великолепный по разностороннему вокалу (здесь можно слышать как классические
“полеты” Halford’овского фальцета, так и низкие хриплые отголоски “файтовской”
эры, причем Rob постоянно подпевает себе в более высоких или низких регистрах).
Тем не менее, назвать это коктейлем из двух лучших банд Rob’а никак нельзя:
“Resurrection”, будучи “визуально” более простым, слушается самобытно и
нескучно, он полон классных помповых мелодий, удивительной для такого
“пребывания” в роке неподдельной энергии и Hard Rock’овой тяжести.
“Слабачков” в трек-листе просто не ищите.
Здесь сплошь хиты, причем не просто заводные напористые вещи вроде самой
“Resurrection” и “Locked And Loaded”, но очень непростая “Silent Screams” (где
посреди пятибалльной баллады, вдруг возникает беспощадная крикливая вставка) и
неожиданная “The One You Love To Hate” с каким-то восточным ритмом, а главное –
ее начинает голос… Bruce’ом Dickinson’ом, затем вступает Halford и это
мракобесие длится на протяжении всей вещи: “Работать
с такими людьми как Брюс – благословение. Ведь он – одна из самых видных персон
в Британском Heavy Metal”.
Индустриальность чувствуется в
автоматичной “Cyber World”, а “Slow Down” (очень необычная для металла), пожалуй,
самая музыкальная и мелодичная. “Twist” почему-то напоминает мне настроение
Judas Priest’ского" “Defenders Of The Faith”, ну а рубиловка в “Drive” –
это чисто Halford’овская рубиловка (наряду с “Saviour” и “Nightfall”
напоминающая славные времена “Painkiller”).
Лирика “Resurrection” по большей части
автобиографична и словно рисует сам портрет “короля”. “Made In Hell”, “Locked
And Loaded” и “Resurrection” – воспоминания о прошлом и попытки понять, что
ждет эту музыку впереди.
Что касается отношений с участниками Judas
Priest, то Halford не раз обращался к ним с предложением возобновить контакты
(которых не было со времен ухода из группы). Это не означает, будто Rob
возжелал вернуться в Judas Priest. Однако ответных действий не последовало…
В 2002-м, перед погружением в новый
альбом, HALFORD
выпустили двойной CD “Live Insurrection”, порадовав фанатов “живого” звука, а потом
приступили к “Crucible”. И если “Resurrection” был не просто отличным альбомом,
но и “заявлением о намерениях”, то новый диск протоколировал и реализовывал эти
намерения. Он записывался почти год в разных штатовских студиях тем же
составом. Несмотря на его явное следование выбранному предшественником
направлению, новый альбом имеет существенные отличия от старшего брата
(повторение истории Fight?), во многом благодаря участию в создании композиций
всех инструменталистов.
“Crucible” гораздо жестче и прямолинейнее,
но построен на тех же конфликтующих лидер-гитарах и заводном ритме. “Bobby – лучший металлический ударник” –
убежден Rob. Здесь не слишком много сюрпризов (хотя его непохожесть на
предшественника – уже сюрприз), но и здесь внимательный слушатель найдет
отголоски классического Hard Rock’a, восточные мотивы и даже готику. К этому
диску можно относиться по-разному, но то, что Halford и на сей раз не пролетел,
однозначно. Главная прелесть нового творения в том, что как всегда с Rob’oм он
строится вокруг мелодий, а не рифов.
Вот что сам виновник торжества говорит по
поводу “Crucible”: “Мне кажется, этот
альбом ближе именно металлической аудитории. К тому же, он отражает те стороны
Heavy Metal’a, которые близки мне самому. С “Resurrection” мы вернулись к
металлу. Было важно не только закрепить его успех, но не сделать из него
“Resurrection-2”. Проще, конечно, прилепиться к успешной форме и не пытаться
что-то изменить. Но я люблю неожиданности. Раз уж меня называют Metal God, то я
хочу, чтобы с каждым новым альбомом металлеры не только узнавали - да, это он,
Rob Halford, мне необходимо, чтобы они удивлялись. Тогда я и сам пойму – да,
это я, Rob Halford. За свою долгую карьеру я часто это делал, и, надеюсь, мне
опять это удалось”.
На этот раз Roy Z не только продюсировал
альбом, он выступил соавтором нескольких песен: “Я решил использовать его потенциал на 100 %, и теперь он неофициальный
шестой “игрок” в нашей команде”.
Если лирика “Resurrection” в основном была
личностной, то “Crucible” более “общественный” по тематике. Halford’у не чуждо
то, что происходит с нашим миром: “Я
всегда ищу, что сказать людям на этот раз. Мои песни – не просто набор Heavy
Metal’ических рифм и стандартов”.
То, чем Rob вознамерился заняться после
выпуска “Crucible”, было вполне логично и вне обсуждения: огромное турне “The
2003 Metal Gods Tour”, почти кругосветное, братцы. И если та же давно
“Metallica” проводит подобные мероприятия только на огромных стадионах и в
престижных концертных залах перед более мэйнстрим-ориентированной аудиторией,
то шоу Halford и сейчас идут в небольших клубах и посещаются истинными, пардон,
“пробитыми” металлюгами. Это настоящий алтарь NWBHM, это настоящее “мясо”
металла, как со стороны зрителей, так и со стороны групп-участниц, в числе
которых “Testament” и “Immortal”, “Primal Fear” и “Carnal Forge”, “Behemoth” и
“Amon Amarth”. “Хорошо возвратиться на
сцену после нескольких лет молчания, тем более что вместе с нами играют
команды, у которых не очень-то большие шансы на частые гастроли в Штатах и
Канаде. Эти группы очень разные, так что мы на сей раз привлекли очень разных
поклонников металла”.
Почувствуйте это, поверьте этому. Rob
Halford не пытается установить новые стандарты для Heavy Metal, он сам – Heavy
Metal. И не пытайтесь назвать это металлом нового века. Нет, эта музыка вне
времени и вне ценностей.
Нормальные
герои всегда идут…
“Рок
стал для меня убежищем… я не хотел прожить всю мою жизнь, вкалывая на
каком-нибудь заводе”.
“Да,
я тоже люблю быть в центре внимания, но не поймите меня превратно. В этой
группе (о Judas Priest) нет тех, кого принято называть “рок
звездами”. Нет ничего важнее жизни: все мы из Бирмингема, а это промышленная
Англия. Моя семья была бедной, и в детстве я насмотрелся на всякое. Большинство
Heavy-групп – выходцы из таких мест, и память о тех днях заставляет нас
смотреть на вещи с нормальных позиций. Heavy Metal для белых – все равно, что
блюз для черных”.
“Теперь
все знают, что я – “голубой”. Но немногие понимают, что это было нормальной для
меня ориентацией с того момента, когда я понял, что такое секс. Если у вас есть
желание обсуждать это, давайте! Меня это не беспокоит и не унижает. Я знаю, что
многие ненавидят геев, и я понимаю, как трудно признать открыто, что ты – гей,
особенно совсем молодым людям. Но нельзя позволять вопросам сексуальной
ориентации влиять на твой успех в жизни, в бизнесе и других важных аспектах”.
“Если
ты пишешь песни, ты должен много читать”.
“Бог
подарил мне этот голос, и я люблю использовать его на всю катушку”.
(О танцевальной музыке) “Смотря, что называть этим термином… Под
Heavy Metal тоже танцуют. Я музыкант, и, как музыкант уважаю профессиональные
вещи. Я уважаю Prince’а и “INXS”,
честно”.
“Мне
нравится классическая музыка, я часто слушаю Моцарта, Пуччини и Чайковского.
Это не значит, что я не слушаю рок. Люблю “Living Color”, мне кажется, что
“черные” группы должны быть именно такими, а не как какие-то “Run-DMC”. Слушаю “Faith No More” и “Pantera””.
““Poison” и “Motley Crue”? Это
Heavy Metal?! Х-м… их музыка слишком слабая и искусственная …как голливудские
фильмы, где имидж важнее, чем талант актера. Жаль, что большинство молодых
любителей рока считает их настоящими металлерами”.
““Testament”
в последние годы очень активны, они постоянно на гастролях, несмотря на болезнь
Чака (Билли). Так что это они “воины дорог”, они - Боги Металла! Во время
совместного турне в рамках “The 2003 Metal Gods Tour” я часто видел, как Чак
выходил на сцену, несмотря на запреты врачей. Я видел, как ему тяжело, но если
кто-то предлагал отменить шоу, он просто говорил: “Забудь об этом” и продолжал…”
“Я
32 года на этой сцене, но каждый раз я должен оправдывать ожидания моих
слушателей. Я не имею права подводить их”.
“Если
честно, то я никогда не ставил перед собой каких-то определенных целей и не
разрабатывал планы их достижения. Основная цель проста – как можно лучше
выполнять свою работу, писать как можно лучшую музыку и записывать ее наилучшим
образом, а потом как можно лучше отыгрывать ее на сцене. Для достижения этой
цели приходится проливать немало крови, пота и слез. Но невозможно получать
что-то, не отдавая другого взамен”.
“Я
счастлив тем, чего добился. У многих групп нет шанса записать даже один альбом,
а у меня их было больше чем достаточно, и будут еще. Я никогда не завидовал
молодым музыкантам, когда они становились популярнее, чем я. Для меня важнее то
удовлетворение, которое я получаю от своего дела, и то качество, которого
всегда хочу добиться. Когда это качество исчезало, я прекращал работать”.
Эпилога
не будет…
…потому что конца у этой истории пока нет.
Мы, те, кто любит Heavy Metal, ждем от Halford’а и его команды новых дисков и
желаем ему удачи. Впрочем, вряд ли он, даже будучи весьма чувствительной персоной,
нуждается в нашей поддержке. Большинство рок-героев – люди, “сделавшие себя
сами”, они привыкли рассчитывать только на себя. Rob – не исключение, но нам
всегда хочется верить, что наша поддержка кому-то нужна. Даже “Богу Металла”.
Автор
статьи: Виктор Мамонтов
В журнале “Hatross”№3, стр.2-7, (Россия) март 2003г.
Перевод FIGHT RIGHT