Judas Priest Designer Spricht
Mit Metal Hammer
Дизайнер Judas Priest беседует с “Мetal Hammer’ом”
За зрелищные сценические оформления
таких ансамблей. Как Judas Priest или Robert Plant отвечает, в конечном итого,
один человек: дизайнер сцены. Своим в данный момент удивляющим публику в Штатах
сценическим шоу Judas Priest снова обязаны способностям и таланту Tom’а McPhillips’а,
который уже много лет занимается дизайном сцены для этого ансамбля. Мы
побеседовали с ним, чтобы выяснить, как проектируется кулиса для большой
гастрольной сцены, начиная с идеи и кончая премьерой.
Tom McPhillips – приятный, с
легким налетом артистизма мужчина неопределенного возраста. Его общество
приятно, а беседа вежлива, когда мы поудобнее устраиваемся в бюро “Trinifold
Managment”, который представляет интересы Judas Priest. Очевидно, подобные
интервью – нечто совсем новое и непривычное для тома. Он рассматривает микрофон
и диктофон с некоторой настороженностью, но когда речь заходит о его любимой
теме - а именно: о проектировании сцен для больших гастролей – его
первоначальная нервозность улетучивается.
Tom начинал свою
карьеру на телевидении и в театре, где он проектировал кулисы. Вообще-то
первоначально он намеревался попробовать себя в качестве режиссера, однако
из-за своей художественной жилки и своей квалификации он оттеснялся на рельсы
сценического дизайна и с тех пор занимался тем, что создавал на бумаге для
артистов вероятный мир, в который они могли проскользнуть со своими ролями.
Благодаря своей работе в качестве дизайнера сцены, он потом также в первый раз
соприкоснулся с рок-видеоиндустрией, которая тогда еще только находилась в
младенческом возрасте.
“Кулисы были недорогой альтернативой дорогим, весьма
накладным сценическим комплексам. Поначалу пытались обходиться без дизайнера,
но с течением времени перешли к тому, что стали использовать трех
пространственные задники вместо простого, разрисованного полотнища”.
И это был даже
не “Heavy Metal-ансамбль”, который в первый раз сделал поручение Тоm’у спроектировать концертную кулису, а ансамбль, который он
описывает как “один из этих ансамблей со свирелями”, а конкретно “Incantation”.
“Получилось неплохо, и таким образом вышло, что я после
работал для Gary Newman’а. Потом были разные другие группы начала восьмидесятых,
например, Nik Kershaw, прежде чем ко мне обратился Ozzy Osbourne. Речь шла при
этом о летучих мышах и лестницах для его американского турне. И вот так я
пришел к “Heavy Metal-ансамблям”.
После успеха его
работы с Ozzy (сегодня он находит свои тогдашние эскизы немного чопорными), ему
позвонили от Judas Priest.
“Они попросили меня спроектировать кулису для “Defenders Of
The Faith” – турне. Среди прочего там присутствовала большая металлическая
маска, которая видна также на обложке альбома, включая подвижные когти, мы
окрестили это творение “Metal Mickey” (Металлический Микки), по одной детской
передаче, которая шла тогда по телевизору”.
Благодаря своему
сотрудничеству с Judas Priest, Тоm стал в металл-кругах
перспективным специалистом.
“Я получаю новые заказы обычно через рекомендации. Люди
видят что-нибудь такое, что им нравится, и интересуются, кто это спроектировал,
но вообще-то я и не знаю, почему заказы все время на меня сваливаются. Однако я
должен на этот счет сказать, что ансамбли, конечно же, между собой друг друга
знают и ходят смотреть шоу друг у друга. И так вот я сошелся с “Twisted
Sister” (“Come Out And Play”-турне) и Robert’ом Plant’ом (“Manic Nirvana”-турне)”.
Тоm, конечно же, работал также над другими сценическими
дизайнами вне области металла; так он, например, тесно сотрудничал с Michael’ом Jackson’ом во время его последнего мирового турне. Кроме того, он отвечал
за оформление “Pall Winners Party”[1] этого года английского
молодежного журнала “Swash Hits”, которую, к сожалению, “EMF” украсила своим
Лого. “Мне это показалось очень забавным,
но все присутствующие были в ужасе. Если уж кто-то и был в ужасе, тогда это
должен был бы быть я…
Его поле
деятельности необычное; здесь не так уж много конкурентов, но состязание
суровое.
“Это высоко специализированная профессия, и это намного
труднее, чем, к примеру, смонтировать телевизионную кулису, для чего у тебя
обычно есть несколько дней времени. Наши кулисы нужно за короткое время
поставить, а потом снова размонтировать, а на следующий вечер они снова должны
полностью функционировать. Подобные проекты требуют такой степени опыта,
которое есть у немногих людей”.
Как начинается
процесс планирования монтажа сцены, с чего начинают?
“Прежде чем прийти к этой стадии, когда у тебя есть
концепция новой идеи, следует сначала выполнить несколько условий. Помимо того факта,
что реквизиты должны быть легко собираемыми и разбираемыми, все это дело должно
быть построено крайне прочно. Надо, чтобы можно было разобрать отдельные части,
и чтобы они укладывались в нормальные самолетные контейнеры. Часто загрузка
прицепа бывает важнее, чем это себе представляют. Задержки ли определенные
профсоюзами тарифы за сверхурочную работу могут быть очень накладными. Я
стараюсь избежать этой проблемы, проектирую что-то такое, что выглядит
действительно привлекательно, но при этом мне нельзя забывать о мониторах,
заднике, инструментах и тому подобном. И потом есть еще вопрос материала. Нам
приходится работать с особо прочным алюминием, которые примерно сравним с тем
материалом, которые применяется для военных целей. Из-за этого большие шоу становятся
соответственно весьма дорогими. Но нет смысла экономить на материале, иначе
возрастут расходы в боле дальней перспективе. В “Heavy Metal’е” существуют
определенные ограничения: так, например, ударная установка всегда должна стоять
в середине, а не сбоку, например”.
Если ты учел эти основные правила,
приходят идеи для собственно оформления сцены.
“Не существует определенных методов, как развивать идею для
оформления сцены. Иногда ансамбль приходит с комплексной концепцией, которую я
потом должен интерпретировать и воплотить в жизнь. Другие же, в свою очередь,
вообще не имеют никаких собственных идей и предоставляют мне свободу действия.
Я стараюсь для подобного крайнего случая всегда хранить в затылке пару-тройку
идей”.
Интервал времени
между концепцией и монтажом бывает различным, иногда у Тоm’а есть шесть месяцев, а иногда всего лишь три недели
времени, как это было, например, в случае с Michael’ом Jackson’ом. “Он хотел отправиться на гастроли в январе –
я спроектировал кулису за несколько дней до Рождества”.
Tom соглашается, что широкомасштабная
сценическая продукция во много может способствовать успеху шоу. Какие
представления были у Judas Priest относительно “Painkiller”-турне?
“Это четвертые гастроли, которые я делаю вместе с
ансамблем, начиная с “Defenders Of The Faith”-турне 84-года. После этого был
более комплексный механический робот, а затем последовало боле скромное “Heavy
Metal’ическое” оформление последних гастролей. На этот раз имеются трубы и
громкоговорители. Так, во всяком случае, звучали мною полученные указания. Rob,
K.K. и Glenn пришли ко мне и сказали: “Мы
хотим трубы и громкоговорители!” Мы подумывали о том, чтобы использовать
мотоцикл с обложки альбома, но для шоу на больших аренах мы никогда не смогли
бы организовать это дело в достаточно больших масштабах. Мы подумывали также о
том, чтобы облачить Rob’a в костюм с обложки альбома, но это было слишком
непрактичным, кроме того люди в самых задних рядах ничего из этого не увидели
бы. Еще одно предложение было, чтобы мотоцикл пролетел над публикой.
Потом мы думали над тем, чтобы работать, главным образом, с
рампами, потому что Judas Priest много двигаются на сцене. На сцене с роботом
они себя очень привольно чувствовали, потому что конструкция сцены была очень
открытой и публика имела хороший обзор. Judas Priest всегда были очень
подвижным ансамблем”.
Тоm начал работать над конструкцией, когда
Judas Priest вынуждены, были отправиться в Неваду на судебный процесс.
“Перед окончательным эскизом “трубы и громкоговорители” я
уже подготовил комплексную модель сцены. Я полетел с нею в Рено, чтобы им это
дело показать. Когда туда прибыл, они были весьма удрученными, но когда они
увидели эту модель, они расстроились еще больше.
“Нам это не
нравится” – сказали они. “Нам нужно больше мощи”. Я считал, что
эскиз вообще-то содержал довольно много мощи” – смеется Тоm. “Конечно, их
настроение не очень-то этому помогало. Тогда я снова полетел в Нью-Йорк (где
как раз я работал), в самолете достал из папки бумагу и карандаш и начал все
сначала. Через день я смог послать им по факсу новый эскиз. На этот раз они
были в восторге и дали мне добро”.
Когда-нибудь
уже так случалось, что было невозможно воплотить идею в жизнь?
“Я все время констатирую, что для меня
абсолютно невозможно спроектировать что-нибудь такое, чего нельзя было бы
осуществить. Но было несколько вещей, которые было особенно трудно воплотить на
практике. Шоу Robert’а Plant’а для Америки состояло из огромной, подвижной
стены со многими различными плитами. И хотя в конечном итоге все это функционировало
не совсем так, как я себе представлял, я все же знал, что выйдет как надо. Во
всяком случае, общее впечатление было верным. Я никогда не стал бы выдвигать
идею, если бы не был уверен, что она сможет функционировать.
В настоящий момент я работаю с “E.L.O.” над стеной, которая
функционирует примерно как радужная оболочка, как диафрагма фотокамеры.
Принцип, правда, не точно такой же, как у радужной оболочки. Номы нашли способ,
как можно достичь желаемого эффекта. В прошлом я всегда старался преодолеть
трудности, если идея была хороша”.
Проклятием его
жизни является разочарование по поводу трудности привезти огромные американские
сценические шоу в Европу.
“Эта проблема тяжестью лежит у меня на сердце – трудность
при этом всегда заключается в размерах залов. Американские арены помимо своей
величины предлагают также и совсем другие возможности. Имеются хорошие
возможности для парковки и подъезда больших грузовиков, которые перевозят
реквизиты, можно завезти длинный караван огромных грузовиком, что у большинства
европейских залов причинило бы транспортный хаос.
Кроме того. Большинство американских шоу срываются из-за
размеров европейских сцен. Американские сцены в среднем, по меньшей мере, на
семь метров шире европейских, что, конечно же, означает, что конструкции не
умещаются; так что неизбежным становится то, что все приходится воплощать в
меньшем масштабе. В буквальном смысле.
С финансовой точки зрения, меньший зал означает, что меньше
денег выделяется для оформления сцены. Однако следует по честному добавить, что
европейская публика все же больше заинтересована музыкальным аспектом шоу, чем
в Штатах, где визуальный аспект гораздо важнее”.
Как много из современного Judas Priest’овского шоу мы увидим у себя в Европе?
“Мне хотелось мы привезти с собой как можно больше, но
конечно и здесь мне придется снова урезать. Мы просто не можем разместить всю
кулису на европейских сценах. Лично мне очень по этому поводу жать, потому что
сам я происхожу из Англии и с удовольствием, конечно, предложил бы европейской
публике все шоу целиком. Когда слишком много приходиться опускать, общее
впечатление часто теряет эффект.
Существует возможность, что для Европы мы спроектируем
совершенно новую концепцию, но об этом еще не принято никакого решения”.
Ну а теперь чисто личностный вопрос: любит ли Тоm музыку Judas Priest?
“Это, правда, не совсем то, что я слушаю у себя дома, но я
могу с чистой совестью сказать, что Judas Priest, несомненно, самый лучший
концертный ансамбль, который я когда-либо видел. Они настоящие профи и
“роллс-ройс” своего дела. Так что ответом будет убежденной: “Да!””.
Автор статьи: Andy Bradshaw
В журнале “Metal Hammer” №2,
стр.14-15, (Германия),
февраль 1991г.
Перевод FIGHT RIGHT
[1] Что-то вроде “сабантуя победителей читательской анкеты”.
Прим. FIGHT RIGHT