Rock History:
JUDAS PRIEST
THE RIPPERS
“ПОТРОШИТЕЛИ”
Break the law
with the classic rifs of
K.K. Downing and Glenn Tipton
Нарушите закон с классическими рифами
K.K. Downing’a и Glenn’a Tipton’a
За последние два десятилетия уникальная,
заводная, мелодичная музыка Judas Priest
оказала такое влияние на мир тяжелого металла, что это воздействие не возможно
переоценить. С момента выхода первой пластинки группы, “Rocka
Rolla”, поступившей в продажу в Англии в 1974 году –
вплоть до самого последнего релиза, 1991 “Painkiller”
– Judas Priest развлекали
миллионы покупателей пластинок и завсегдатаев концертных площадок. Они также
продолжают вдохновлять бесчисленное множество групп и музыкантов, многие из
которых теперь сами стали звездами. “Judas Priest – это первооткрыватели металлического жанра” – говорит Diamond
“Dime Bag” Darrell. Гитарист группы Pantera.
“Judas Priest
оказали на меня огромное влияние в детстве, когда я учился играть на гитаре. У Judas Priest зверское звучание.
Их музыка всегда была актуальна для меня”.
Ковер версия “Slayer” песни “Dissident Aggressor” (альбом “Sin After Sin”, 1977) с их альбома
1988 года “South Of Heaven”, а также ковер команды “Skid
Row” на песню “Delivering The Goods” (с альбома “Hell Bent For
Leather”, 1977) (в Англии этот диск назывался “Killing Machine,” но американская
фирма грамзаписи группы посчитала, что такое название не приемлемо для
американской аудитории – ред.) на их последнем EP “B-Sides
Ourselves”, служит более чем неопровержимым доказательством
того, какое огромное влияние музыка Judas Priest оказала на металлический рынок.
“Мне
хотелось бы думать, что спустя два десятилетия мы помогли проложить путь, по
которому лет 10-ть развивался и мужал металл” – говорит гитарист Judas Priest Glenn Tipton.
Прокладывая дорогу для многих
замечательных металлических коллективов, в том числе для таких популярных групп
как “Iron Maiden” и “Queensryche”, считается, что первые альбомы Judas Priest являются предтечей Thrash Metal. “Если
апеллировать музыкальными терминами, то такие группы как Judas
Priest играли оригинальную музыку в тех же самых
фригийских аппликатурах, тональностях и размерностях которые используют
современные Thrash группы” – сказал Кеn Кеy Downing. Вторая половина
динамичной, сдвоенной гитарной атаки Judas Priest в интервью “Guitar School” (май 1993).
Печально, что Rob
Halford, первобытный крикун Judas
Priest, недавно превратил худшие опасения легионов
фанатичных поклонников группы в холодную, тяжелую реальность. После нескольких
месяцев слухов, Halford официально заявил что, после
20-ти лет бессменной работы, он уходит из группы для того, чтобы полностью
сосредоточится на своем новом проекте, Fight.
В свете печальной отставки Halford’а, становится понятно, почему именно сейчас Judas Priest выпускают
ретроспективный сборник “Metal Works
73-
Все в истину великие металлические моменты
основаны только на одном и том же – на убойных гитарных рифах! И когда нужно
придумать магические, металлические мотивы, гитаристы Judas
Priest в этом деле настоящие мастера. К счастью, как
и огромное множество знаменитых металлических рифов, гитарные партии Judas Priest играются без особого
труда. Так что, для того, чтобы получить максимальное удовольствие от того, что вы должны получить, забудьте об экзотических
гаммах, быстрой выборке нот, трудно произносимых итальянских терминах, и всех
остальных наворотах, потому что вам это просто не
понадобиться! Все что вам потребуется – это сокрушительное звучание, сочные,
мощные аккорды и правильный подход. Как верно замечает Кеn
Кеy Downing: “Для
нас, Heavy Metal это
больше, чем просто музыка; это философия, образ жизни”. Вооруженные таким знанием, давайте
проанализируем некоторые из многочисленных “крушесрывательных”
рифов на “Metal Works 73-
|
Позиция 1 взята из припева песни, которая действительно
способствовала популярности Judas Priest в Америке, “You’ve Got Another Thing
Coming” (альбом “Screaming
For Vengeance”, 1982).
Это заразительный минорный риф F#, как и многие из энергичных пьес Judas Priest, пеали (или шкворни) вокруг верхней ноты или аккорда. В
данном случае, основной момент – это мощный аккорд F#5. Если вам трудно чисто
воспроизвести этот гитарный риф, (т. е. без воспроизведения не желательных
нот) попытайтесь использовать большой палец левой руки для того, чтобы
извлечь низкие ноты F# на шестой струне подтяжкой на вершине гитарного грифа. |
Я взял наш следующий пример из другого хита Judas Priest: это основной риф из песни “Breaking
The Law” (альбом “British Steel”, 1980). Это
мгновенно узнаваемый одно нотный рисунок основан на простой минорной гамме A
(А, В, С, D, Е, F, G) и все это дополняет аккордовая секвенция Am-F-G. Если вы очень внимательно
посмотрите великолепное видео Judas Priest Live (95-ти минутное
видео, выпущенное фирмой “CBS” и отснятое с концерта в Далласе, штат Техас, во
время тура группы 1986 “Fuel For
Life”) вы заметите, что Downing
и Tipton немного по другому играют этот гитарный риф.
На позиции 2 показана аппликатура Кеn Кеy’я, а на позиции 3 – Glenn’а.
Попробуйте сыграть обе версии для того, чтобы понять, какая из них подходит
вашему исполнительскому стилю. Даже если вы предпочитаете аппликатуру Glenn’а, версия Кеn Кеy’я – это прекрасное упражнение для растяжки левой руки,
так что играйте его вариант время от времени!
|
В позиции 4 показан гитарный риф из куплета песни “Delivering The Goods”. Этот запоминающийся минорный рисунок E I-III (G5)
–IV (A5) основывается вокруг открытой низкой ноты Е, и, конечно же, его
достаточно просто играть. Вот вам живое, дышащее доказательство того, что для
того, чтобы добиться впечатляющих результатов, вам не нужно три года играть
скоростные гаммы! Позиция 5 – это пассаж сразу перед первым куплетом песни “Night Crawler” (альбом “Painkiller”), все также сыграно в Е минор. Основа –
низкая струна Е. Порочно звучащий проход E5-F5 демонстрирует зловещую сторону
музыки Judas Priest. |
Как и их товарищи-земляки из Бирмингема, “Black Sabbath”, Judas Priest знамениты тем, что
они используют два самых мрачно звучащих интервала известных человеку или зверю:
“минорную секунду” или тритон. Интервал минорной секунды существует между двумя
любыми нотами, которые расположены друг от друга в пол шага (один лад)
(например, между E и F). Тритон – это любые две ноты три полных шага (шесть
ладов). Например, E до Bb (или Bb
до E) это тритон который поднимает свою мерзкую голову превращаясь в зверский
эффект во время рифа в куплете песни “Painkiller”
(альбом “Painkiller”). Часто можно услышать, как Judas Priest умело используют эти
порочные интервалы, особенно “минорную секунду”.
|
Благодаря теперь минувшему веку
неоклассических гитарных гимнастов, многие музыканты считают, что исполнение
арпеджио требует от исполнителя огромной сноровки и умения бегать своими
пальцами по гитарному грифу. Слава богу, что это не так. Арпеджио – это
просто “разбитый аккорд”. Больше 20-ти лет, Judas
Priest великолепно использовали арпеджио для создания
как потрясающих, так и легких для исполнения гитарных рифов. Стоит взглянуть
на связующий риф из песни “Desert Plains” (с альбома “Point Of Entry” 1981) (позиция 6). |
|
Этот мотив основан на восходящем
арпеджио из трех простых верхних, пятиактавных мощных
аккордов: D5, C5 и G5. Умелое использование синкопы (с акцентом на 8-мую ноту
неударной доли) делает этот проход более сложным, чем он есть на самом деле.
Меняя аккорды на неударных долях, Tipton, Downing и компания создают волнующее чувство поступательного
движения.Эти бодрые аккордовые
последовательности (их обычно называют “удары” или “толчки”) – фирменная
фишка Judas Priest. Еще один прекрасный пример “легких
арпеджио” и синкопы можно найти в припеве песни “Hell
Bent For Leather” (с альбома “Hell Bent For Leather”)
(позиция 7). Этот пассаж состоит из арпеджиальных
аккордов G, C и Dm/F. Гитарная партия в куплете
темы “Beyond The Realms Of Death”
(“Stained Class”, 1978)
также содержит простое, но эффективное аккордовое
арпеджио. Аккорды Bm (add4), Bm
(add4)/A и Bm (add4)G (смотри позицию 8,9 и 10
соответственно). Другой пример Judas Priest’овских рифов использующих “легкие арпеджио” на
сборнике “Metal Works 73- |
Если говорить о вступлениях, то еще одной
замечательной особенностью Judas Priest
является непостижимая способность группы сочинять выдающиеся вступления. Потому
что именно из-за них большинство песен Judas Priest запоминается мгновенно – даже когда вы еще не
услышали главный гитарный риф или мелодию.
|
В вышеупомянутой прелюдии к “Night Crawler” (позиция 11)
используется повторяющееся, чистое арпеджио для того, чтобы задать настроение
всей остальной песни. Из-за того, что гитарная партия медленно затихает через
мрачную клавишную партию, сначала вам будет сложно повторить эту партию.
Попробуйте послушать повторное вступление песни, которое начинается на 3:29.
Здесь нет “постепенного усиления”, и двух аккордный мотив в позиции 11
повторяется восемь раз, вместо просто трех раз в начале песни. Еще одна замечательная вступительная секвенция есть в песне “Delivering The Goods” (позиция 12). Этот пассаж играется с умелым
использованием переключателя звукоснимателя на вашей гитаре для того, чтобы
создать “запинающийся” эффект на B-D радикалах (радикал – это любые две ноты,
сыгранные одновременно) в аккордах 1 и 3. Вам придется обзавестись гитарой с
двумя звукоснимателями с селекторным переключателем и отдельными датчиками
громкости на каждый звукосниматель, такой эффект не так уж сложно
воспроизвести. Начинайте поворачивать свой основной (мостовой) звукосниматель
вверх, а ритмовый (грифовый) звукосниматель – вниз.
Сделав это, используйте регулятор звукоснимателя, чтобы переключаться между
двумя, как показано в позиции 12. Если вы делаете это правильно (и вовремя!), у вас получится “снять” записанную версию. |
Другие невероятные
вступления на сборнике “Metal Works
73-
Когда Judas Priest придумывают замечательный гитарный риф, они очень
рациональны. Они творят, создавая трудно уловимую вариацию одного гитарного
рифа или мотива. Например, сравните риф из темы “Night
Crawler” в позиции 5 с четырех аккордным мотивом
звучащим сразу же после первого куплета в 1:13. Ведь это одна и та же
аккордовая секвенция (E5-F5-E5-D5-E5-B5-D5), но фразировка (размерность)
постоянно меняется, как и несколько нот взятых на открытой струне Ми, сыгранных
между каждым мощным аккордом.
Если вы послушаете последние аккорды “Breaking The Law”,
вы услышите едва заметную вариацию на тему основного рифа (позиция 2). Эта
измененная версия показана в позиции 14. Не смотря на то, что позиция 2 и 14
могут смотреться и звучать почти что одинаково, если вы скрупулезно сравните
их, вы заметите два еле уловимых отличия. В позиции 2, самая первая нота Ля,
сыграна на счет один на первом ладу, и первая нота Фа берется на счет один на
ладу 4. Однако же в позиции 14, обе ноты сыграны на пол такта раньше
(ритмический предъем). “Выбивание” этих двух нот придает рифу небольшое,
изящное, синкопированное искажение.
Также Judas Priest извлекают выгоду из убойного гитарного рифа путем
перехода в другую тональность. Этот примем, называется “модуляция” и именно это
делают Tipton, Downing и
компания с рифов темы “Delivering The
Goods”, пример, который мы разобрали в позиции 4. В
0:37 группа играет синкопированный, хроматический акцент с ноты Ми до Ля.
Затем, в 0:38 они играют тот же самый риф, что показан в позиции 4, но в
тональности Ля-минор, вместо Ми-минор. (Подсказка: все
это можно сделать, просто переместив аппликатуру, показанную в позиции 4 на
одну струну). После исполнения рифа в Ля-миноре, в 0:44 они переходят в
тональность Ми-минор, для еще одного повтора, прежде чем начнется куплет перед
припевом. Такое перемещение гитарного рифа на идеальную четверть – очень
эффективно. Такой прием частенько используется в рок и металлических песнях. Если вы никогда не пробовали играть с модуляцией,
тогда стоит поэкспериментировать с некоторыми из ваших собственных рифов – вот
увидите, вам понравится.
|
Не смотря на то, что многие рифы Judas Priest очень “подвижны”,
как быстрый и неистовый риф в припеве “Night Crawler” (1:03 – 1:13), Tipton и
Downing также знают, когда нужно успокоится
и позволить величественному голосу Rob’а Halford’а вести мелодию. Оцените основной риф в куплете “You’ve Got Another
Thing Coming” (позиция
15), и вы поймете, что я хочу вам сказать. Здесь, гитары в основном ведут грувовый ритм, используя аккорд F#5, создавая простую
музыкальную основу для вокальной мелодии. Рифы в припевах
“Breaking The Law” и
“Hell Bent For Leather” (смотри позицию 7) эксплуатируют такую “гармоническую открытость”. Когда Halford поражает нас своей вокальной гармонией, гитары
просто выбивают восьмые ноты на открытой струне Ля. Как говорится, “меньше –
да лучше”. |
|
Для того чтобы извлечь максимальную металлическую мощь из
некоторых своих сокрушительных рифов, Downing и Tipton часто предпочитают удваивать свои партии. Это
вовсе не означает, что они не могут играть разные и выдающиеся партии. Но, не
смотря на то, что эта парочка может с легкостью выдавать очень сложные
гармонии и контрапункты, часть их знаменитых гитарных гармоний удивительно
проста. Позиция 16 (часть двух гитарной концовки в “Breaking
The Law”), позиция 17 (та
версия двух гитарного рифа из “Night Crawler” которую мы рассмотрели в позиции 5) и позиция 18
(из концовки “You’ve Got Another Thing Coming”) все иллюстрируют эту манеру. |
|
“Иногда простота – это все
что тебе нужно” –
говорит Tipton. “Прояви свой талант и
просто делай то, что необходимо. Кому интересны два гитариста играющих разные
партии только ради этих самых разных гитарных партий. Это может звучать
просто ужасно, и будет выделяться словно “бельмо на глазу”. Очень просто
развивать технику сдвоенных гитар, если ты не зажимаешь себя определенными
рамками. Да, это настоящее искусство, играть в одной связке со вторым
гитаристом. Но нам помогает собственный опыт”. |
У многих групп есть прекрасные песни и
прекрасные музыканты, но как Judas Priest удается так долго оставаться в авангарде
металлического жанра? “Я думаю, что мы прошли такой долгий путь,
потому что мы никогда не почивали на собственных лаврах” – говорит Tipton. “Когда
вы слушаете гитарные партии на альбоме “Painkiller”,
это не похоже на гитариста, который 20 лет играет на сцене и пытается выжить в
современном гитарном мире. Этот альбом просто напичкан гитарными
соляками, которые могут дать фору любой современной
металлической группе. Мы никогда не останавливались на достигнутом.
Последние несколько лет мы вкалывали на совесть”.
|
Прекрасный пример слов Glenn’а можно
найти в первых восьми тактах его соло в песне “Hell Bent For
Leather” (позиция 19). Здесь Tipton
исполняет знаменитый, классический двуручный тейпинг на струне Соль, используя трех нотное арпеджио
для того, чтобы подчеркнуть основную аккордовую последовательность. Теперь, и
я уверен в том, что вы все об этом прекрасно знаете, Eddie
Van Halen заслуженно
известен своей популяризацией техники двуручного тейпинга. Однако интересно, что дебютный альбом Van Halen вышел в свет в 1978 –
тогда же вышел и диск “Hell Bent
For Leather”. Вот что,
значит, быть в авангарде своего направления! Как говорит Tipton:
“Я всегда в курсе современных стилей и направлений, но при этом я
не замыкаюсь на каком-то отдельном музыканте или одной группе. Я адекватно
оцениваю других гитаристов, их талант и умение, и сам факт, что мне
приходится конкурировать с ними!” |
В позиции 19 Tipton
играет кончиком своего медиатора право ручные ноты. Таким образом, выбираемые
им ноты звучат гораздо резче, чем, если бы он выбирал их своими пальцами. Такую
технику двуручного тейпинга
использует не он один: Ace Freyle,
Randy Rhoads и Joe Satriani также играют тейпинг своими медиаторами.
Если вы настоящий поклонник Judas Priest, я уверен, что вас
порадует новость о том, что группа продолжает свою карьеру, даже не смотря на
то, что Rob Halford больше
не работает с ними. Другая хорошая новость заключается в том, что Judas Priest не собираются
разбавлять 100% чистую Британскую Сталь, которую они когда-то выковали. “Мы
есть, были и всегда останемся группой Heavy Metal и мы очень горды этим фактом” – говорит Tipton.
“Нас нещадно критиковала пресса, нас называли динозаврами и еще
кем-то по хуже, но мы, всегда
не смотря ни на что, шли вперед, потому что мы любим свое дело. Мы всегда будем
нести флаг Heavy Metal’а, и
никто не свернем со своего пути. Не смотря на то, что мы периодически меняем
свое направление, мы никогда не предавали свой Heavy Metal. Мы не пытаемся
изменить свой стиль, лишь находим новые и стоит, надеется волнующие способы
представлять нашу музыку. Если вы хотите выжить в этом бизнесе, вы должны знать
рынок и развиваться вместе с ним – всегда оставаясь честными по отношению к
своей музыке. Я никогда не интересовался “модными” группами. Когда ты гонишься
за модой, ты предаешь своих фанатов”.
В журнале “Guitar School”№6, (том5), cтр.
77-85, (США) ноябрь 1993г.
Перевод FIGHT RIGHT